?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Всемирный день поэзии

Светлая память двум моим дедам Алексею Масаинову и Борису Масаинову.


Алексей Масаинов

Борис Анибал (Аннибал)



Алексей Масаинов


Масаинов Алексей Алексеевич. До революции печатался в издательстве эгофутуристов вместе с Северяниным, Ховиным, Гусманом и др. В предлагаемом альманахе представлено более тридцати стихотворений поэта. После революции эмигрировал. Жил сначала в Париже, затем в Голливуде. Автор нескольких поэтических сборников, опубликованных в эмиграции. К материалам по истории русской экспериментальной поэзии начала века (эгофутуризм).


  • Масаинов Алексей. Лик зверя: Поэма. Париж: Кн-во Крылатых, 1924. - 16 с.
  • Масаинов Алексей. Отходящие корабли: Поэзы. Париж: Кн-во Крылатых, 1925. - XVI, 95 с.
  • Масаинов Алексей. Собрание сочинений в 2 т. Париж; Нью-Йорк: Изд-во Крылатых, 1926. - Т. 1. Легенды Океании. Собранные в Полинезии в 1924-1925 гг. / Предисл. автора. - XIX, 134 с., 3 л. илл.
  • Масаинов Алексей. Собрание сочинений в 2 т. Париж; Нью-Йорк: Изд-во Крылатых, 1927. - Т. 2. Легенды острова Мангарева. Собранные в Полинезии в 1926-1927 гг. / Предисл. автора. - XIII, 113 с., 4 л. илл.
  • Масаинов Алексей. См.: Северянин Игорь, Масаинов Алексей. Мимозы льна: Поэзо-альманах 2-х: (Игорь Северянин. Амфора эстляндская. - Ал. Масаинов. Новые поэзы). Пг.: Амис, 1916. - 79 с.
  • Масаинов Алексей. См.: Северянин Игорь, Масаинов Алексей. Острова очарований: Альманах 2-х: (И. Северянин. Поврага. - Койт и Эмерик. - Ал. Масаинов. Колдовство). Пг.: Ариэль, 1917. - 78 с.



ОСИЯННЫЙ
Игорь Северянин

о творчестве Алексея Масаинова

Из книги прозы Игорь-Северянин. «Уснувшие весны. Критика. Мемуары. Скитания»

Вошел он в мою рабочую комнату (впрочем, комната это теперь, тогда был кабинет…) и представился:
- Алексей Масаинов.
Лицо открытое, светлое, улыбалось весело и лучисто, голос ясно звенел – как солнце, этот человек взошел, как шампанское взыграл! И сразу я почувствовал к нему живейшее влечение, к нему, такому симпатичному, смелому, восторженному. Не обмануло меня первое впечатление: таким он и оказался впоследствии, когда стал у меня «Своим человеком», постоянно выступал на моих вечерах с лекциями об искусстве и со своими искристыми стихами, когда ездил со мною на концерты в Саратов, Москву, Псков… Его лекции – в особенности на тему: «Поэты и толпа» - произвели фурор, и в одном Петербурге он прочел упомянутую лекцию три раза подряд на моих концертах в зале Городской думы. И надо было видеть, как обыватель, называемый им «Иваном Ивановичем», неистово рукоплескал ему, боясь, очевидно, быть похожим на… обывателя, которого Масаинов разносил за тупоумие, равнодушие и отсталость!.. Это было так весело наблюдать! В те времена я, вообще, любил перед своими стихами просить выступать лекторов, читавших рефераты о моем творчестве, о творчестве русских и иностранных писателей и о задачах искусства. Назову фамилии докладчиков: Н.И. Кульбин, Андрей Виноградов, А. Закржевский, Виктор Ховин, Дм. Крючков, Владислав Ходасевич, Семен Рубанович, Вл. Королевич, Георгий Шенгели и др. Но более других мне по душе был все же Масаинов, хотя я и воздаю должное каждому из референтов.
О, это был блестящий лектор! Сын богатого ярославского купца, не стесняясь в средствах, он много и часто путешествовал, и путешествия были его призванием, возможно мешавшим ему целиком отдаться творчеству. Я выпустил совместно с ним два альманаха («Мимозы льна» и «Острова очарований»), где, кроме нас двоих, никого не было. Кроме того, он принимал участие в альманахе «Винтик», в котором сотрудничали ныне покойный А. Виноградов, А. Толмачев и я. В Журналах он почти не печатался, отдельной книги, к сожалению, так и не удосужился издать, поэтому я лишен удовольствия говорить о его творчестве подробно, имея перед собою только в нескольких образцах.
Живя долгое время в Японии, любимой, он неоднократно пел о ней, и как хороши его стихи о стране Восходящего Солнца! Привожу его «Японию», мне посвященную:
«Душистым вечером гремит
так звончато
Концерт фонариков в стране
Ниппон.
Ликуй, Япония! Где жизнь
утонченна,
Где гейши веселы, там весел звон.
Вся в озарении, в цветении
сливовом.
Ты дышишь влагою, Восходный
свет.
Деревья белые! Привет,
счастливые!
Деревья алые! И вам привет!
Как ты изысканна, благоуханная!
Как ты пленительна, сердца
пленив!
Клонитесь грёзово, головки
пьяные
Цветов камелии и ветви слив!
Деревья белые, деревья алые,
Озвоньте шелестно сады утех.
Здесь губы женские всегда
коралловы.
Здесь гейши веселы, и весел грех.
Греши, Япония! Весной,
как зарево,
Растут слепительно твой смех,
твой звон.
О, как блистателен концерт
фонариков
На шумных улицах страны
Ниппон!»
Есть стихи, которые меня каждый раз воспламеняют и захватывают. И эти – именно такие. Предвижу, что вы будете утверждать о моем влиянии на автора, о его подражании мне. Возможно, но что из этого: разве я сам в свое время не подпадал под влияния? Это – в порядке вещей. Но я хочу подчеркнуть, что не всякое влияние удачно, у Масаинова же его «подвлиянная» поэза вышла безукоризненной: сколько в ней вдохновенья, блеска, колорита, колдовства! О подражании же здесь не может быть и речи: просто он создал нужные ему неологизмы, как например «озвонить», другие же, мои, вроде «грёзово» и «звончато», употребил как удачные – ах, не все ли равно чьи? – достижения. А вот и другое его «японское» стихотворение – «Ойя-Сан»:
«Пойте, нежные гейши, смейтесь
Над пришельцем далёких стран.
Ах, играй на длинной флейте,
Голубая Ойя-Сан!
 
Чайный домик светел и лёгок,
Пахнет сливой, и чай согрет.
Не гляди ж, не гляди так строго,
Ойя-Сан, вишневый цвет!
 
Косоглазый и странный ребенок
В пышном платье, в прическе крутой,
Голосок твой нежен и звонок,-
Не стыдись же, присядь и спой.
 
И задумчивыми глазами
Мимолетно взглянув вперед,
Про богиню О-Омиками
Ойя-Сан поёт, поёт…
 
Про твои голубые заливы
О, Ниппон, звезда островов,
Про пушистую ветку сливы
И про вишню, красу садов.
 
Цвет камелии – твой маленький ротик,
Ойя-Сан, Ойя-Сан, стрекоза!
Ах, на самой высокой ноте
Опускаешь ты скромно глаза…
 
Много стран есть в морях безвестных,
Где немолчен птичий звон,
Но чудесней всех стран чудесных
Светло-радостный остров Ниппон.
 
Много дев в городские ворота
Входят тихо в вечерний туман,
Но чудесней всех город Киото
И чудесней всех дев Ойя-Сан!»
Я нахожу это воистину осиянное произведение восхитительным. Какая ясная легкость, какая прозрачность! И ни с чем не сравнимая тональность, присущая одному Масаинову. Не могу не привести и третьего его шедевра, его любимой мною «Франчески»:
«Покинутая смуглянка,
Благословенно имя твоё!
Она была итальянка,
И звали Франческа её.
 
Проносились годы, как птицы,
И пели колокола.
На тихом канале Альбрицци
Она жила и цвела.
 
Ты, солнце, в славе и блеске
Украситель, зиждитель дней,
Сравнишься ль с глазами Франчески,
Смелой Франчески моей?
 
Как радовался я, влюблённый,
Как глаза её целовал!
Помню нежно-зеленый
Полусонный канал…
 
Помню, как гордо-покорно,
С розой в смуглой руке,
Приезжала в гондоле черной
Франческа в черном платке…
 
Франческа, пусть знают люди!
Франческа – чудесный цветок!
Не твои ли нежные груди
Целовал я, сбросив платок?
 
Не твой ли отец затаённо
Смотрел на наше окно
На Calle della Madonna,
Где нам было так пряно-грешно?
 
О, бросившая смело и дерзко
В сердце храбрых свое копье,
Одалиска, безумка, Франческа,-
Благословенно имя твое!»
Залы гремели восторгом, когда Масаинов читал – и как вдохновенно и блистательно читал! – вышеприведенные поэзы. Просматривая его стихи, я вижу, как в них «бормочут сосны», «стучат насмешливые двери», «бело пустынное всполье», «звезды глядят васильково на землю, «радостно серебряные перья бросают вниз, в индийский океан, веселые дожди», «зеленый кузнечик с легким стрекотом звонким закачелил былинку».., и как, наконец, раскрытая телеграмма лежала на бархате стола:
- Приезжай. В 6 вечера
мама умерла.
Как просто! Как пусто! Как больно,
Ты, Боже, караешь тоской!
Закрываю невольно
Глаза дрожащей рукой…
В мировую войну Масаинов был военным корреспондентом «Биржевых Ведомостей» и «Русского Слова». В 1914 г. из Вильно он прислал мне терцины:
«В злой час, когда от пороха
туманен
Безумный мир, приют безумных
снов,
Я шлю привет Вам,
Игорь-Северянин!
Наполеон рифмованных полков,
Победоносец, правящий
всесильно,
Вам мой напев, властителю веков!
 
Слуга войны, в глухом и грустном
Вильно
Я позабыл, давно сомкнув уста,
Свои стихи, кипевшие обильно.
 
И лишь для Вас, чьё имя -
Красота,
Душа звенит забытыми стихами
Под светлым знаком Красного
Креста.
 
Да будет мир и вдохновенье
с Вами!
Да не устанет сладостно звучать
Ваш смелый дух, бушующее
пламя!
 
И если смерти чёрная печать
Мне суждена на чёрном поле
битвы,
Я не хочу, я не могу молчать -
 
Вам мой восторг и Вам мои
молитвы.
И Вам любовь и память
в смертный час,
Ловец сердец, искусный
для ловитвы.
 
О, песнопевец, радужный алмаз, -
Чей гордый блеск так
нежно-многогранен, -
О, ювелир цветодарящих фраз,
Поэт поэтов, Игорь-Северянин!»
Заканчивая работу и, отправляясь перед обедом на лыжную прогулку по озеру, от всей души грущу, что за последние годы потерял из виду симпатичнейшего человека и выдающегося своего современника.

Озеро Uljaste.

1924 г. III



Борис Анибал (Аннибал)

Псевдоним Бориса Алексеевича Масаинова.
...русский писатель, литературный критик, журналист. Сотрудничал в журнале «Новый мир».
В 20-е гг. часто выступал со статьями о поэзии. Последняя известная публикация - 1957.

Единственное фантастическое произведение Бориса АНИБАЛА – повесть «Моряки вселенной», опубликованная 67 лет назад, не совсем забыта и сегодня. Её легко можно найти в Интернете, о ней можно почитать в современных книгах. К примеру, известный популяризатор космонавтики и фантаст Антон Первушин в своей книге «Завоевание Марса» (2006) уделяет ей несколько страниц (даже со старой иллюстрацией художника Л.Эппле).
С 1922 года появляются в советской печати рецензии Б.Анибала – в альманахе «Утренники», журналах «Новый мир», «30 дней», «Прожектор». Уже в двадцатые фантастика Анибала явно интересовала, среди нескольких его рецензий на фантастические книги выделяется одна – раскритиковавшая знаменитый роман «На двух планетах» Курда Лассвица! Сам же начинающий журналист решил не рисковать, публиковал «фабричные очерки», собранные в 1930 году в книгу «Время, дела и люди».

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
moscow_ska
Mar. 21st, 2009 05:39 pm (UTC)
Ого, достойные предки!
son_of_veles
Mar. 23rd, 2009 04:15 pm (UTC)
дяди-мультипликаторы, дедушки- поэты... эххх)
trout
Oct. 20th, 2009 10:04 pm (UTC)
Скажите пожалуйста, известно ли Вам, встречался ли Ваш дед Алексей Масаинов с Игорем Северяниным после революции, а точнее, после того, как И.С. остался в Тойле (Эстония)?
Переформулирую вопрос: что означает эта фраза И.С.: "за последние годы потерял из виду симпатичнейшего человека и выдающегося своего современника"? Когда была, по-вашему, последняя их встреча, и где?
jagurochka
Oct. 21st, 2009 11:16 am (UTC)
Точно не известно, но вряд ли встречался, так как Алексей через Стамбул оказался в Париже. А это юг.
Чем вызван ваш интерес?
trout
Oct. 21st, 2009 07:07 pm (UTC)
Я занимаюсь текстами Игоря-Северянина.
В последней книге Михаила Петрова (таллинского журналиста, давно и тщательно занимающегося биографией этого поэта) приведены две фотографии И.С. с "неустановленным лицом". Мне показалось, что лицо этого "лица" обладает сходством с лицом Вашего дела, изображенного на рисунке Лидии Костриц для альманаха "Мимозы льна".
В книге эти фотографии датированы так: "1920. Тойла".
Но сегодня в разговоре М.Петров сказал, что он не утверждает ни, что это непременно Тойла, ни что это 1920 год.
Я сейчас нахожусь в Таллине, и сканер мне недоступен.
Когда к началу ноября я вернусь домой в Питер, я смогу сканировать иллюстрации из книжки и послать их Вам для идентификации. Если к тому времени Вы мне пришлете свой e-mail на адрес antonchekhov@mail.ru .
jagurochka
Oct. 22nd, 2009 09:12 am (UTC)
Их связывали долгие отношения творческие. У меня где-то есть фотография Северянина с автографом.
Вот линки на сайты о семье
http://www.alaska-heritage.narod.ru/alaska.htm
http://alaska-rak.narod.ru
Я их делала давно, несколько лет назад и материал не обновлялся. Возможно, вы xто-то там найдете для себя.

Конечно, пришлите скан, майл astro_stream собака yahoo.com
trout
Oct. 21st, 2009 08:42 pm (UTC)
Я занимаюсь текстами Игоря Северянина. В последней книге Михаила Петрова (таллинского журналиста, давно и тщательно занимающегося биографией этого поэта) приведены две фотографии И.С. с "неустановленным лицом". Мне показалось, что лицо этого "лица" обладает сходством с портретом Вашего деда, изображенным на обложке альманаха "Мимозы льна". В книге Петрова эти фотографии датированы так: "1920. Тойла".
Но сегодня в разговоре М.Петров сказал, что он не утверждает ни что это непременно Тойла, ни что это 1920 год. Тогда возникает вопрос: где и когда в период с 1918 по 1920 годы Алексей Масаинов мог сфотографироваться вместе с Игорем Северяниным.

Я сейчас нахожусь в Таллине, и сканер мне недоступен. Когда к началу ноября я вернусь домой в Питер, я смогу сканировать иллюстрации из книжки и послать их Вам для идентификации (если к тому времени Вы мне пришлете свой e-mail на адрес antonchekhov собака mail.ru).
jagurochka
May. 20th, 2016 05:09 pm (UTC)

Алексей Масаинов приезжал в Москву в период 1919-20 годы к родителям, почти определенно был и в Питере в этот же период. Во Всяком случае в Царском Селе и Гатчине, в Питере выправлял некие документы, нужные ему для его планов.
Майл, который вы просите, давно есть в моем ответе, но обещанные фото Вы так и не прислали, хотя прошло уже достаточно времени.
trout
May. 20th, 2016 05:34 pm (UTC)
Фото
Здравствуйте, файл я отправил в марте десятого года. Переслал это же письмо только что на тот же адрес.
jagurochka
May. 20th, 2016 05:45 pm (UTC)
Re: Фото
Тогда я ничего не получала.
А в лучшем разрешении нет у вас этого разворота?
trout
May. 20th, 2016 05:58 pm (UTC)
Re: Фото
Это скан не оригинала, а публикации в книге. Публикатор намеренно опубликовал их в таком искаженном виде, чтобы для использования оригинальных фотографий обращались к нему. Улучшить качество я не могу при всем желании. Разрешения 300 dpi для такого качества более чем достаточно.

Так что скажете: это Алексей Масаинов?
jagurochka
May. 20th, 2016 06:02 pm (UTC)
Re: Фото
Да.
На 99,9%.
Это могло быть и в 1920 году, так как он эмигрировал именно в 20.
trout
May. 20th, 2016 06:36 pm (UTC)
Re: Фото
Спасибо. Отправил Вам письмо на почту.
jagurochka
May. 26th, 2016 11:46 am (UTC)
я вам писала
Поняла почему вы отвечали тут, а не на мои письма только сегодня просматривая внимательно спам.
Ваши письма с почтового ящика до меня доходили, а обратно, от меня к вам - нет, так как блокировались майл.ру и сообщения почтового робота об этом оказались в папке "спам".

К сожалению, Ваше письмо не может быть доставлено одному или нескольким получателям:

antonchekhov@mail.ru
Message was not accepted -- invalid mailbox. Local mailbox antonchekhov собака mail.ru is unavailable:
user not found
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

девачка
jagurochka
Ягуся - Рожденная свободной

Latest Month

March 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com